Химические процессы при смерти звезд, Ч.2

7 Июль, 2019

На первый взгляд, слияние двух ядер гелия, каждое из которых состоит из двух протонов и двух нейтронов, должно произвести на свет изотоп бериллия-8, состоящий из четырех протонов и четырех нейтронов. Это нестабильный изотоп бериллия, который быстро распадается, но при достаточно высокой еще температуре умирающей звезды, когда она в ядре превышает 100 миллионов градусов по Кельвину, эти ядра живут достаточно долго, чтобы слиться с третьим ядром гелия, создавая драгоценный элемент — углерод-12.

Вот так и появился весь углерод во Вселенной — каждый атом углерода в каждом живом существе на планете был произведен в сердце умирающей звезды.

На фазе сжигания гелия не заканчивается «алхимический» синтез углерода, потому что в течение этой интенсивно горячей фазы в жизни звезды условия позволяют ядру гелия «запереться» в новоиспеченном ядре углерода и создать еще один жизненно важный элемент — кислород.

По сравнению с временем жизни звезды время работы этого звездного «конвейера», производящего углерод и кислород, не превышает мгновения. В течение приблизительно миллиона лет гелий, питающий ядро, будет израсходован, и для многих звезд на этом слияние атомов элементов остановится.

Звезда становится все более нестабильной: огромная «точка» будет все больше расти под внутренним давлением, пока, в конце концов, вся звездная атмосфера не взорвется, выбрасывая драгоценный груз кислорода, углерода, водорода и прочих элементов в Космос.

После того как это краткое космические световое шоу закончится, звезда среднего размера сожмется до объекта, не превышающего размерами Землю. Белый карлик — судьба таких звезд и миллиардов им подобных, но для массивных звезд, таких как Бетельгейзе, на этом дело не закончится.

Если звезда имеет массу, вдвое превышающую массу нашего Солнца, она будет продолжать развивать «химическое производство», создавая атомы все более тяжелых элементов.

Первые двадцать пять элементов создаются внутри звезды, стремительный рост «линии производства» достигает блока двадцать шестого элемента — железа, — созданного из сложного каскада реакций синтеза, поддерживаемых кремнием. На этой стадии температура звезды составляет не менее 2500 миллионов градусов по шкале Кельвина, но дальше идти некуда. Достигнут пик ядерной стабильности, и больше нет энергии, которая могла бы быть освобождена за счет добавления новых протонов или нейтронов к ядру атома железа.

Заключительный этап производства железа длится всего пару дней, превращая «сердце» звезды в почти чистое железо, когда звезда бьется в отчаянной попытке освободить всю ядерную энергию «до последнего вздоха» и одолеть гравитацию. Здесь процесс слияния завершается; ядру звезды достаточно лишь однажды синтезировать железо, и ему останется жить всего несколько секунд. Силы гравитации теперь должны победить, и звезда разрушится под собственной тяжестью, формируя планетарную туманность.

В начало статьи: Химические процессы проиходящие в звездах

Последние записи:

Чем привлекателен Дарвин для туризма?

Дарвин является небольшим туристическим городком в штате Северная [more]

Лучшие отели Австралии и мира по версии журнала Conde Nast Traveller, Ч.2

На фото: Отель Комо / COMO Трежери, Перт, Западная Австралия. Кроме [more]

Советы туристам: Как сэкономить на путешествии?

Есть несколько полезных правил, которые помогут сделать ваше [more]

Лучшие отели мира по версии Conde Nast Traveller в категории выбор читателей за 2019 год

Журнал Condé Nast Traveler обнародовал свой список лучших отелей в Австралии, [more]

Австралийский "остров призрак" продается за огромную цену

Некогда популярный курортный остров в Квинсленде, разрушенный [more]

Что взять с собой в поездку на автобусе?

Одна из главных проблем путешественников - это забирать с собой в [more]

Регион Маргарет-Ривер возглавил список лучших туристических мест, Ч3

Потрясающие пляжи на реке Маргарет. В течение года, заканчивающегося в [more]

Чем привлекателен Дарвин для туризма?

Дарвин является небольшим туристическим городком в штате Северная [more]